Путевые заметки о путешествии 2011 год

Начинаю путевые заметки
Начинаю, не знаю удастся ли регулярно писать, но по крайней мере начинаю.

Мой уазик набит вещами, надувной лодкой, мотором, всякими лодочными прибамбасами, бензином для лодки, бензином для машины (на всякий случай, вдруг в Сибири на 500 км. Не будет ни одной заправки.)
Кроме того палатка, спальные мешки, пенки. Вобщем ни одна другая машина кроме уазика не возьмёт на борт столько вещей и груза.
Едем втроем: я, жена, ребёнок. Все попутчики отвалились. Хотели одноклассники ехать на второй машине, но тоже отвалились.
Теперь еду, слушаю мотор: нет ли лишних звуков, не течет ли что-то из под капота, надеюсь на лучшее. Хотя машину к поездке готовил, заплатил мастеру сантиметры денег, даже забыл сколько: так легче :).
Предварительный план такой: Москва – Рязань – Самара – Челябинск – Новосибирск – Омск - Барнаул, Телецкое озеро, а там по месту.
По пути будем встречаться со знакомыми и друзьями. Вот, например, сейчас сидим в Рязани, в приятной пиццерии. А я, пользуясь возможностью, и пишу этот текст на кпк.
Пока, в первый день путешествия, проехали мало: до Рязани. Всего 206 км. За 2ч.58мин. Так сказал навигатор.
Рязань сейчас стала очень хорошим, красивым городом. Со светлыми улицами, красивой эстетичной пррекламой и вобщем-то хорошо одетыми людьми. Хотя город как город. Главная площадь - конечно Ленина! Главная улица - Первомайский проспект, даже не смотря на то, что ул.Ленина тоже есть. Памятник ему тоже. Памятника Путину пока нет.
На сегодня заканчиваю. Фоток нет, темно уже на улице.
 
Второй день. 
Гостиница Ловеч в Рязани в принципе хорошая. Но...
Часа в три ночи кто-то пьяно орал в коридоре английские плохие слова с русским акцентом.
А за завтраком (см.фото) вызвало неподдельное удивление, что на кранах термосов с горячей водой висят чашки. Но совершенно без удивления воспринимается, что кофе-машина в гостинице не работает, это в России нормально, хотя хорошего кофе утром хотелось бы.

image001.jpg

Поехал на Самару в 10.20 утра. Это поздно, конечно.
Я и сейчас, вообще-то еду. Вернее ужинаю в каком-то придорожном кафе. Сейчас 21.40 местного времени.
По дороге в Пензенской области заезжали в одну деревню где родовые корни жены. Для стороннего человека  - деревня деревней, а для себя- энергетически «своё» место. Но из-за этого путь почти в 1000 км удлинился ещё на 200-250 км, ну и на время посещения и езды по убитым дорогам и просёлкам.

image002.jpg

Сегодня у меня дорожный день, писать о качестве дорог не буду, но как-то продвигаемся, хотя временами медленно.
Комментариев к фотками нет, скоро за руль.
Проезжали кусочек Мордовии, это было интересно, но тоже позже. Пока получилось не очень интересное письмо.

День 2 продолжение.
Вернее некоторые впечатления, которые вчера не успел записать.
Иногда едешь по нашим дорогам и думаешь, как так может быть, что дороги, связывающие разные концы страны, стратегические по своему значению, были бы такие убогие!
Во-первых узко: одна полоса в одном направлении, большое встречное движение. Вот и едешь от фуры до фуры, а когда за фурой, то скорость 70-90 км/ч.
Около больших городов в этом году усиленно кладут асфальт. А вдали от городов в дорогах подавлены колеи, и максимум что сделано - сняты выдавленные вверх волны асфальта.
Интересно было проезжать по Мордовии. Там похоже людям заняться нечем совершенно и все открывают придорожные кафе. Не просто кафе, а километры кафе по обе стороны узкой дороги. С разными названиями типа две сестры, брат, финиш, стоп, последний привал, мечта, эдем, есть счастье, счастье здесь... и так далее. Конечно есть два кафе Арарат: на въезде и на выезде из посёлка!
На жаре у моей машинки случаются глюки. У неё два бензобак и один насос, который качает бензин туда-сюда. Так вот на жаре качал как-то плохо и в итоге вдруг я заглох. Пришлось заливать из канистры специальный запас.
Ночевали в Сызрани в простенькой но приятной гостинице, за цену в 2 раза меньше, чем в Рязани.

image003.jpg

Вот фото моего уазика рядом с мусорный баками. Везем много барахла и багажник сверху очень пригодился.

image004.jpg

И ещё, мелочь, но как оказалось приятно: на кроватях хорошие модерновые матрасы, а сверху старый добрый старый мягкий матрасик! С биркой.
Немного походим по Сызрани и в путь, на Самару. До неё примерно 180 км.
 
Утро в Сызрани.
Вполне хорошая провинциальная гостиница. Номер с кондиционером, кафе тоже с кондиционером. В провинции почему-то очень любят "багатство". К сожалению фото в кафе не делал, но очень занимательно смотрятся вставки на обоях типа под золото. Пышные, почему-то жовто-блакитные занавески на окнах. Синие тесненные скатерти на столах. В общем шик! Но кофе - только растворимый, хотя всё остальное угощение вполне хорошее.

image005.jpg

Сызрань недавно праздновала своё 380- летие. Две очень приятные старые улочки, причём жизнь на них сосредоточена в районе разрушенного кремля.
 
Есть вполне новый, стилизованый под старину торговый центр. Сверкающие куполами церкви. 
Вечный огонь на территории кремля и вид с него на Волгу.

image006.jpg

Долго быть в городе не было времени, уехали с желанием вернуться.
До Самары - почти рядом: 180 км по относительно сносной дороге пролетели быстро.
 
Фото заправки сделал в Пензе на заправке был технический перерыв - 30 минут. Я метнулся на другую, там тоже! Вот это поразительно: очереди и перерывы на заправках у всех одинаково. Из Австралии очень удивились этой фотке, когда отправлял её ещё во время путешествия. Во-первых очередям, и во-вторых, что заправки «подсолнухами» не называют.

image007.jpg

От Пензы никаких особых впечатлений не осталось. Город как город, пыльноват несколько.

Проезжали города Жигули и Тольятти. В этом месте на Волге огромный остров. В этом месте, в два пролета стоит плотина Жигулёвской ГЭС. Жигулёвская плотина образует огромное Куйбышевское водохранилище. Оно и правда огромное: почти от Ульяновска до Тольятти, а это сотни километров!  Художественно снимать с машины было некогда.

image008.jpg

image009.jpg

image010.jpg

Самара
В Самаре мы приехали в гости и остановились у писателя Александра Борисова. Он на фото  с моей женой и дочерью.

image011.jpg

Борисов в частности пишет исторические книги. Например написал историю политического сыска в России. Она есть в интернете, например здесь. Эту книгу почтили вниманием Патрушев и Путин, так как тема ему  близка по прошлой работе в Германии. Последний даже хотел посетить Борисова в его Питерской квартире, но не доехал. Зато хоть его двор отремонтировали.
Сейчас Борисов занялся книгой о Пушкине, чтобы дать историю без советских политических наслоений и цензуры. Из всего сказанного я позволю себе вырвать из контекста и указать ссылку на некоторые мало известные стихи Александра Сергеевича. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/pushkin2009.html 
Самара очень большой и интересный город! Здесь наверно есть всё: Волга с теплыми протяженными пляжами, метро, старинная поволжская городская архитектура, памятники революционным вождям, вечерняя и ночная жизнь в пляжных ресторанах, драмтеатр, Газпром, деревянные домики в центре города, которые вот-вот как будто сами развалится на дрова, но стоят уже чуть ли не сотни лет. Наверно если бы не известность Питера, то по старинной архитектуре Самара вполне могла бы занять его место. Ну может преувеличиваю немного.

 Площадь Кирова
image012.jpg

Выставка фотографий о городе в городском парке 

image013.jpg

Квартал еврейской бедноты (народное название)

image014.jpg

Здание железнодорожного вокзала

image015.jpg

Площадь перед ЖД вокзалом , если развернуться 
Город очень большой и интересный, но к сожалению не могу много писать, надо и отдыхать.

image016.jpg

Фото города можно в обилии посмотреть в интернете, например  тут или фото старой Самары .
Но ради Прикола не могу не вставить фото завершения проспекта Маркса.

image017.jpg

Самарская лука, Жигули.
Всем спокойной ночи, или доброго утра, смотря кто из моих друзей где находится: в Москве, Тбилиси, Лондоне, Иваново, Самаре, Сиднее или на Брайтоне!
Сейчас 22.30 местного времени, только что вылез  из Волги, как заново родился!
Стоим с палаткой на берегу реки в Жигулях – это под Самарой. Воскресенье вечер. Народ в основном с пляжа уехал. Только ширь средней Волги, огни идущих кораблей. Заходящая луна, угли догорающего костра.
Сегодня решили не уезжать. Ну куда можно уезжать от возможности на лодке, с мотором походить по Волге, по песчаным островам посередине течения. Волга широка, порядка 2-4 км. До другого берега. В середине острова. Кое-какие даже заповедные: гнездятся чайки.
Ниже фото под общим названием – «Если отплыть на лодке…»

image018.jpg

image019.jpg

Если отплыть на лодке к островам

image020.jpg

image021.jpg

image022.jpg

image023.jpg

image024.jpg

image025.jpg

На островах отличные песчаные пляжи! Вода теплая, градуса 23 наверно. Ветра нет и можно ходить на лодке туда-сюда, куда угодно, лавируя между огромных барж типа Волго-Дон номер такой-то.
Таких пустынных, тёплых солнечных пляжей ни на одном море не найти!
 
Жигули, где сейчас стоим - действительно отличное место: чистая теплая вода, достаточно крутой лесистый правый берег. В лесу много народу с палатками. Выше холмы и заповедник. Ходить везде нет времени, но сразу видно, что если пойти гулять по холмам, то там тоже отличные места! Короче, Жигули - отличное место! Ребёнок предложил не ездить ни куда дальше. Вобщем может она и права. Завтра ещё походим на лодке и в путь на Восток. Надеюсь будем отвлекаться от дороги меньше: друзья и одноклассники заканчиваются. В Сибири по пути они тоже есть, но там плотность населения меньше.
 
Добрый день из Уфы!
Сегодня пишу мало: и новых впечатлений мало, так как стояли на Волге и очень не хотелось уезжать! Представляете - песчаные острова, как в пустыне!  Проплывали на лодке, высаживались и если босиком, то понимаешь что такое кофе по турецки!!! Ступил - и сразу обратно в воду! Огромные протяженные безлюдные песчаные пляжи с голубой теплой водой! Ни одного даже следа человеческой ноги или пластиковой бутылки! На совсем не тронутых заповедных островах сидят крачки.
Не знаю, может быть в Австралии, в заливе Карпентария тоже такие? Кто был, расскажите! А как на Брайтоне? А как в Британии?
Поздно выехали, под вечер и в Уфе были в 3 ночи. Пару часов нам прибавили: при переезде через Башкирскую границу вдруг стало другое местное время, отличающееся от Московского на +2 часа.
Башкирии сразу заметна: за границей сразу море придорожных кафе с открытыми дымными мангалами, зазывалами при них, бараниной и другими запахами гостеприимства, так сказать.
Дорога от Самары до Уфы в основном плохая. Только учатстки примерно 60 км после Самары и 80 км до Уфы – четырёхполоска. Остальное разного сомнительного качества двухполоска.
Уфа оказалась очень светлым просторным городом с широкими улицами, рекламой. Там можно жить! В кафе вкусно! Приятный город!
Но я еду дальше
 
Уфа-Челябинск

image026.jpg

Езда на дальние дистанции доставляет удовольствие. Сейчас перерыв на ужин. Проехал перегон Уфа-Челябинск. Пишу в основном дорожные впечатления. Дорога идёт по южному Уралу. Очень живописные места! Скальные выступы над дорогой все зарисованы автографами тех Вась которые здесь проезжали.

image027.jpg

Еду, смотрю на дорогу и думаю какая маленькая полоска асфальта (трасса М-5) связывает всю нашу большую страну на восток! От Уфы до Челябинска - убитая двухполоска. Местами на спусках асфальт от летней жары и фур потёк асфальт и образовал стиральную доску. Скорость по трассе - примерно 70 км/ч. Из-за качества дороги и фур. Иногда по обочинам в кюветах видны останки машин. А вот и свежие впечатления - когда в кювете лежит фура как будто выгнутая вдоль восьмёркой, выжатая, а перед кабиной перпендикулярно жигуль в смяточку. Или несколько, кажется ещё 3 случая, на 250 км. сложной дороги, когда легковушки вылетают с дороги, а на дороге мигает аварийками фура.
Между Уфой и Челябинском проходит граница Азии. Причём так внезапно, из-за поворота, с горочки выскакивает этот монумент, когда даже нет возможности затормозить, увернуться от фур  и сфотографироваться. Зато теперь знаю, что Азия от Москвы на расстоянии 1756 км. по трассе M5.

image028.jpg

Дальше пишу уже в Кургане...
Через Челябинск не поехал, решил миновать его по окружной. На выезде из Челябинска поели. Это была  наверно самая медленная столовая на всей трассе М-5. Вобщем убили кучу времени.
Зато перегон Челябинск-Курган пролетел достаточно быстро - это 240 км. Наверно потому, что основная европейская цивилизация осталась на западе, и начинается малолюдие. Дорога десятками километров не имеет ни одного поворота. Километрами нет встречняка. Очень изредка заправки. Придорожных кафе наверно пара. Ни одного населенного пункта вдоль трассы, Ни одного гаишника. Дорога разрешает ехать 100-110, но только иногда в свете фар выскакивает под колеса яма или асфальтовый горб. Спасибо моему механику! Усилил подвеску!
Город Курган в ночи (приехали туда в 2 ночи по местному) - это достаточно жутковатое место, по сравнению с Уфой так вообще! Картой города в навигатор я не обзавелся, так как не думал в нём останавливаться. Бесконечные Ряды деревянных домов в полной тьме ночи, промзоны. Ближе к центру появились освещенные улицы. Если прохожие, то только мужики и только пьяные. На вопрос где здесь гостиница дают сбивчивые, не стройные сведения. Попросил таксиста провести. Тот провел к убогому зданию, в котором как оказалось, нет мест. Оттуда послали искать гостиницу "Москва". Объяснили, что если ехать по ул. Кирова, то там дальше будет...  Х.З. где эта ул. Кирова у них тут... но нашел. Её перпендикулярно во множестве пересекают улицы других революционеров и соратников. Когда партийные соратники закончились, то начались писатели из школьного курса литературы. В общем нашел гостиницу. В холле группа не очень трезвых мужиков хором пела Yesterday на языке оригинала. Интеллигенция однако! Администратор спросила нужен ли мне номер с душем. Я ответил утвердительно, но насторожился. Потом охранник смягчил ситуацию любезно предложив девушек. Тут я вынужден был отказаться. Как правило, в гостиницах уже перестали столь открыто предлагать эти услуги.
Номер оказался вполне нормальным, хотя по всей видимости дорогим по местным понятиям: несколько больше 100$ за сутки.
Немного о времени. Декретное время при движении на восток смещается, уже двух часовая разница с Москвой, скоро будет трёх часовая. А когда не надо вставать на работу - то всегда хочется лечь позже. То есть в свободном состоянии у человека в сутках примерно 25 часов. Вот и едем половину пути днём, а половину в ночи. Приезжаем к местам ночевок часа в 3 ночи. Но пора корректировать внутренние часовые пояса.
 
Пришли на завтрак. По меню нет больше половины. Белый хлеб закончился. Каши для ребёнка нет.
За интерес посмотрел сайт города. Вот городские новости: сбитого на переходе пешехода добил водитель на Мазде; подростки закидали камнями машину «Волга» на глазах у полицейских. Про день города интересно написано: в Кургане закончилось лето, на день города солнца не будет. Ржете? Не смешно! Посмотрите лучше сайт страшилок http://www.kurgan.ru/  
Надо быстрее дёру до Омска или ещё дальше.
 
Омск
Почти с каждым письмом количество "подписчиков" моих заметок увеличивается. Меня это радует, хотя в общем-то и странно, так как что сугубо частное мероприятие имеет публичный интерес! Тогда продолжаю.
Омск - удивительный город! Хороший. Сочетает совковую помпезность, современность и какую-то удивительную как бы южную приятность, даже не смотря на то, что расположен на реке  Иртыш. Совковая помпезность, если образно, - это если кто бывал в Москве на Кутузовском, если его ужать, здания уменьшить, но оставить сталинско-хрущевскую показную фасадную роскошь - это и будет центральные улицы города. Архитекторы поработали хорошо!
Омск мне показался как исконно русский форпост в Чувашско- Мордовских и прочих сибирских краях.
Решили заночевать здесь. Позвонил в одну гостиницу - трубку не взяли. Определил по навигатору ближайшие - и забронировал по телефону гостиницу Омск. Жена сказала, что как правило, ведомственные гостиницы КГБ назывались по имени города, в котором расположены. Я улыбнулся.
Но... При подъезде к гостинице мою машину сразу заметил охранник и вежливо сопроводил на стоянку. При устройстве попросили на всех взрослых обязательно от руки заполнить анкету (в других местах всегда ксерят паспорт). В анкете - номер паспорта, кем когда выдан, адрес прописки, и понятное дело личная подпись.
Старинный, отделанный ценными, но потускневшими породами дерева лифт вынес наверх, в полутёмный длинный гостиничный коридор. Что-что, а коридоры у этого ведомства всегда фирменные!
Фото нет. Некогда разгуливать по городу, тем более в ночи.

Барнаул
Из Омска отчалили утром в направлении на Барнаул. Сейчас уже пишу из гостиницы в Барнауле.
Трасса Омск-Новосибирск хорошая! Это очень радует, когда надо одним махом сделать 600 км, а потом от Новосиба ещё 240 до Барнаула. Хороши сибирские просторы: можно ездить с кирпичом: положить его на педаль газа, чтобы нога не уставала и рулить прямо. Очень в доль трассы всё пустынно в смысле человеческого обитания, кафе, заправок и пр. Почти нет, можно сказать. Природа очень напоминает наши привычные пейзажи с берёзками. И в этой дали и отрыве от цивилизации смотрим - стоят на обочине две машины с поднятыми капотами, мужики сидят рядом, а один голосует, да так жалобно: молитвенно ручки протягивает, кланяется, прямо жалость. Жена рассмотрела его и быстро говорит - езжай мимо, не останавливайся! А мужичок чуть под колеса не бросается, бежит за машиной. Уж думал - может зря людей оставил в пространстве, а с другой стороны ни чем бы не смог помочь. Еду так, и смотрю, метров наверно через 500 на другой стороне дороги такая же компания с двумя машинами и открытыми капотами и тоже ловят встречняк. Сами-то они чёрные какие-то.
Тут уж заподозрили неладное. По 6-8 чёрные мужиков на дороге у лесочка... Остановишься и как не уважить людей, что бы они не попросили! До ближайшего поста гаи ехали наверно 30-40 км, зашли к ментам, сказали что и как. Те сразу за телефон - наряд вызывать ловить! Говорят что цыгане промышляют, подать на пропитание просят.
Подъезжал к Новосибу уже почти с пустыми баками. Увидел заправку - обрадовался. Хотя 20 л. Запаса бензина с собой есть. Залил полный бак, отъехал, и слышу в двигателе новые звуки... Как царапается кто если на педаль газа давлю. Послушал, подавил... Блин! Пальцы поршней стучат. Вот уж чего не хватало! Ремонтировать что-ли? И так едем почти неделю, правда заезжали к знакомым, отдыхали по пути. А тут день считай терять если в сервис отогнать чинить. Но машина вроде едет. Малым ходом, за фурой, дотащился до Новосибирска. На въезде в город сервис ГАЗ - УАЗ! Радость-то! Быстро к мужикам, так мол и так, пальцы стучат и клапана. Те сразу: где заправлялся? Я - Х.З. где... На трассе где-то. А они - вот тебе и наука просто так на трассе не заправлять. Или бензин сливай или разбавляй на Лукойле. В общем возродили меня к жизни таким советом! От жадности и длительности процедуры сбивать бензин не стал, а на ближайшем Лукойле раздавил - долил. Получшело.
Новосибирск - очень большой и протяженные современный город! С метро. Вобщем столица (Сибири). Архитектурный замысел если и был, то его разбило современное строительство: как и в Москве понатыканы новые модерновые здания. Вроде и красивые, блестящие, но хаотично всё. Особенно по сравнению с уютным Омском.
Прикладываю фото Новосиба с моста через Обь.

image029.jpg

ерковушка - это!!! - точка Центр России! И Юля на фоне машины и центра!

image030.jpg

Артыбаш 1

image031.jpg

Наконец доехали до места! Поселок Артыбаш на Телецком озере. Сейчас в палатке на реке Бия. Она вытекает из Телецкого. Из реки можно пить, вкусная вода!
Первую стоянку на Алтае сделали на берегу реки Бии, километрах в двух от истока. Она вытекает из Телецкого озера. Течение быстрое, каменистое, вода чистая! Мы поставили палатку, начали готовить ужин. У нас был с собой пропан – иногда бывает нужен, когда попадаем после дождя или без дров, или в места где нельзя развести костёр.

image032.jpg

Чуть позже, от туристов, стоявших рядом, мы узнали, что к воде нередко наведываются медведи. Их основной след – это помёт. Даже не продолжительные поиски его вокруг дали положительный результат. Если кто не знает – медвежий помёт очень похож на человечий, разница пожалуй в том, что рядом с медвежьим как правило нет бумажки. Но успокоились тем, что была суббота, а это выходной, как вы знаете. Не у медведей, конечно, а у людей. И последние приезжают на своих тачках, врубают музыку, жгут костры, в общем пугают трусливых мишек.
Телецкое озеро расположено на широте Воронежа. Солнца достаточно. Но на высоте примерно 450 метров, да ещё и в Сибири. Так что тепла маловато.

Артыбаш 2
Давно не писал, занимались отдыхом. В основном это лодочными прогулки по Телецкое озеру. От Барнаула до поселка Артыбаш на Телецком - примерно 420 км достаточно хорошей дороги.
В этих краях машин из московского, региона не встретишь. Народ у меня спрашивал - что за диковинный регион на моём авто.номере - 150? Удивляются, когда узнают, что из под Москвы.
Но в гостинице Барнаула удивился я, когда увидел на парковке два мотоцикла со швейцарскими номерами, см.фото. а на изящном багажнике карта их путешествия. Думаю, что за крутые перцы - чтобы на мотоцикле, с минимумом вещей, да до Владивостока! В гостиничном кафе их можно было легко узнать - прокладывали маршрут с ноутбуком и интернетом. В общем обычные хилые немцы в свитерочках.
На фото их посеревшие от пыли мотики.

image033.jpg

image034.jpg

image035.jpg

Артыбаш, а рядом с ним Иловач - маленькие поселки, очень похожие на приморские. Здесь так же сидят с табличками "сдам дом с баней" , много разных больших и малых домов и домиков отдыха. Но главное для меня - есть пристань и есть водная заправка!
Телецкое озеро - второе после Байкала в России озеро по запасам пресной воды. Вода чистейшая, прозрачная. Можно пить забортную воду. Рыбы очень мало - в чистой воде есть нечего. Из озера, так же как и из Байкала, вытекает одна река - Бия. Как она вытекает - см.фото: над истокам построен мост. Напротив – часть посёлка Артыбаш.

image036.jpg

Зато впадает много рек и речушек. Многие с водопадами. Мы тут плаваем по озеру, эти водопады смотрим. Карта озера  тут.
Конечно очень величественно плыть по озеру! Озеро зажато со всех сторон горами, местами скалы вертикально уходят вниз, образуя недоступные скальные берега - стены. Горы высокие - на севере метров 500 над уровнем озера, на юге выше километра. Глубина озера местами достигает 350 м. 
Фотки не могут передать величия и объёма природы! Береговые горы лесистые, местами видны следы зимнего схода лавин, местами лес снесён камнепадами.
Берега надёжно стерегут энцифалитные клещи. Вроде пик их активности прошел, но охоты ходить по лесам нет. Высаживались на каменистый берега. Например, на фото как бывалый чайник наполняется водой, сочащейся из камней, и как в бывалом чайнике готовится чай на замысловато сделанной из подручного материала и воткнутой в камни перекладине.

image037.jpg

image038.jpg

Сейчас писать много не могу, уже поздно. 
В следующем напишу как попали в шторм на озере и что это вообще такое - шторм на горном озере. Чуть не пришлось эвакуироваться на берег и ночевать без палатки на скалистом берегу под ветром.

image039.jpg

Немного про шторм(ик).
Озеро устроено буквой Г: один участок, примерно 25 км.- относительно узкий: в среднем примерно километр. Другой, перпендикулярный шириной 5-6 км. и длиной 80 км. Здесь глубины свыше 300 метров. Вода, как уже писал, в озере чистая и питьевая.
Таким образом, с какой бы стороны не дул ветер, как правило всегда найдется участок, где разогняется волна. 

image040.jpg

...Только мы на прошлой стоянке закипятили бывалый чайник, как из-за окружающих гор завиднелась на небе чернота... 
сразу стало не до чая, и кто не успел - тот опаздал. Быстро покидали всё в лодку, а она немного подсдулась: при падении температуры, воздух в балонах остывает и сжимается. Плыть на не надутой лодке в волны нельзя!!! Пришлось терять время подкачивать.
Пошли.
Начался сильный встречный ветер. До места - 45 км. Скорость на спокойной воде - 30 км/ч. Вроде не проблема. Когда начинается ветер, он сперва гонит короткие поверхностные волны высотой 20-40 см, а  потом начинает расходиться шторм. Берега озера -  местами отвесные скалы, - не пристать. А где не отвесные - там камни, и только иногда бухты с песочком, в основном в узкой части озера. Но до узкой ещё бы дойти! Дошли, успели, пока большая волна не пошла. А только завернули за угол буквы "Г", как тут же со всего ходу попали в разгулявшуюся под другим углом волну! Вот тут уже быстро не пойдёшь! Тут уже и мелкие волны до 40 см, ветер встречный, волны о нос лодки бъёт и брызгами окатывает! Ездили на машине по убитой дороге когда-нибудь? Когда сплошные ухабы? А на санках с горки с  кочки на точку? Когда остановиться нельзя? А к берегу ещё опаснее: высадиться на камни можно, но один раз. А тут ещё и вся толща воды начала ходуном ходить: пошли длинные волны, более глубокие. И нашей почти 4-х метровой лодочкой играют и кидаются как хотят. Теперь я точно понимаю что значит литературный штамп "...волны играли нашим судном..." 

image041.jpg

После такой высадки на берег  лодку надо будет долго клеить, а может даже и себя собирать. В общем перспектива провести ночь на берегу пережидая бурю без палатки - не вдохновила. Малым ходом иду против волн, задрав нос лодки, чтобы не брызгало. Догоняет нас катер и знаком показывает стать ему в хвост. Кто если знает - после прохода корабля, после  него  на некоторое время остаётся тихий след. И он хотел нас таким образом на своём хвосте протащить. В принципе получилось. Но это надо было снимать на видео: как надо ловить горб волны из-под катера, и на этом горбу плыть, как на сёрфинге. А сойдёш - шибанёт! А устоять тоже трудно:  ветер, да  и всё равно ведь качает! В общем шибануло, конечно, разок. У жены со спиной не всё хорошо, а тут удар-то вроде и ничего, но на спине отразился чуть ли не помутнением рассудка от боли. Такие игры мы прекратили и отстали. Одному ребёнку весело, хотя уже и присмирела. Пошли своей дорогой, благо и ветер стихал, и уже в узкое место входили. Показалась двойная радуга. Теперь можно и фотик достать.
 
Наверно хватит про это, можно на поселок ещё прикол. Он на фотке. Это объявление на столбе. 

image042.jpg

Их тут часто расклеивают, как будто крыша деревянного домика спасет. Дело в том, что когда с Байконура стартует ракета, обломки ступеней падают на горный Алтай. Хотя ракетное топливо - Гептил страшная гадость, местные часто из высококачественного дармового металла делают себе поделки: кто ножи, кто забор, кто крышу латает. Люди-то не богатые и небесному подарку всегда рады!
Пока на сегодня всё. Хотя наверно надо будет написать потом "не написанное, не забытое", так как многое не удаётся написать - ведь нужно время.
И при этом богато иллюстрировать. Кое-кто просил больше фоток, но здесь мобильный интернет очень медленный.
Завтра собираемся и домой. 1-е сентября зовёт. Родная школа уже рассылает приглашения...
 
Окончание, Пишу уже по приезду в Москву.
Музей Шукшина
Заезжали в Музей Шукшина в селе Сростки. Конечно многое к лучшему сделано внешне. Большой музейный комплекс, Большой поток туристов.  
Но для меня очень важна открытость, искренность и свобода личности этого человека. Не зря на заборе школы Шукшина висит этот плакат. 

image043.jpg

image044.jpg

image045.jpg

В этом доме прошли детские и юношеские годы Василия Макаровича Шукшина.
 
Ниже на фотографиях деревянные скульптуры героев книг Шукшина.  Такой вот парк на открытом воздухе, не далеко от школы Шукшина.

image046.jpg

image047.jpg

image048.jpg

image049.jpg

image050.jpg

image051.jpg

image053.jpg

image054.jpg

image055.jpg

На месте
Некоторые впечатления, которые остались в памяти или которые не успел вовремя записать. К сожалению конкретика забывается, остаётся общее впечатление. Но когда смотришь на фото – вспоминается.
Например вот городская управа и собака, лежащая там же (ниже).

image056.jpg

image057.jpg

И ещё несколько зарисовок простой приозёрной жизни.

image058.jpg

image059.jpg

image060.jpg

Ссылки на фотоальбомы
Как там, на Алтае - лучше смотреть, чем писать. Причём смотреть лично. Я могу только дать маленькую подсказку как там…  Телецкое озеро. 
Телецкое озеро, виды: Сделано профессиональными фотографами, куплено на диске. Много красивых фоток.
 
Обратно: Артыбаш – Москва
Обратно решил ехать немного другой дорогой. Так как трасса М5 примерно от Шацка практически  до Уфы  достаточно убита, за исключением некоторых фрагментов (например, за 80 км от Уфы начинается качественная четырёхполоска), то решил ехать немного другой дорогой. И того получилось:
Артыбаш – Горно-Алтайск, - Бийск, - Барнаул, - Новосибирск, - Омск, - Ишим, – Заводоуковск, - Тюмень, - Екатеринбург, - Новоуральск, - Пермь, - Вятка(Киров), - Шахунья, - Кострома, - Ярославль, - Москва.
Некоторые города проехали мимо, по окружной, а кое-де ночевали и зависали.  Надо сказать, что Москва – ужасный  город, где живя вроде бы рядом можно годами не встречаться с людьми. Легче поехать в кругосветку и там найтись.
Так, например, на обратном пути ночевали в Новосибирске (Артыбаш-Новосибирск проехал одним перегоном) и встретились с одним нашим знакомым, который покупал в Новосибе праврульку. Хотя живём в Москве достаточно близко, через железную дорогу перейти…

image061.jpg

Как-то более ста лет назад по этому маршруту проезжал Антон Павлович. Как оказалось волею судеб заядлый путешественник. Делать ему было видно нечего, дорога дольше вот и писал свои путевые заметки, которые потом пошли в книгу «остров Сахалин».  Вот цитата:
«По сибирскому тракту, от Тюмени до Томска, нет ни посёлков, ни хуторов, а одни только большие сёла, отстоящие одно от другого на 20,25 и даже на 40 вёрст. Усадеб по дороге не встречается, так как помещиков здесь нет; не увидите вы ни фабрик, ни мельниц, ни постоялых дворов… Единственное, что по пути  напоминает о человеке, это телеграфные проволоки, завывающие под ветер, да верстовые столбы.»   
И ещё:
«Сибирский тракт – самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете. От Тюмени до Томска, благодаря не чиновникам, а природным условиям местности, она ещё сносна; тут безлесая равнина; утром шел дождь, а вечером уж высохло; и если до конца мая тракт покрыт горами льда от тающего снега, то вы можете ехать по полю, выбирая на просторе любой окольный путь. От Томска же начинаются тайга и холмы; сохнет почва здесь не скоро, выбирать окольный путь не из чего, поневоле приходится ехать по тракту. И поэтому-то только после Томска проезжающие начинают браниться и усердно сотрудничать в жалобных книгах. Господа чиновники аккуратно прочитывают их жалобы и на каждой пишут: «Оставить без последствий». Зачем писать? Китайские чиновники давно бы уж завели штемпель»…
Думаете что-то изменилось с тез пор? Конечно есть асфальт, но пропорционально развитию цивилизации здесь наверно только накопилось отставание. После Ишима на Омск есть участки на километры, на которых вместо асфальта – ямы. Все сгрудились, скорость не более 20-ти, хотя знак разрешает 80.  Не каждая фура доедет до середины или тем более  до конца этого участка!

image063.jpg

image064.jpg

На обратном пути заехали в Новоуральск. Это закрытый город Росатома под Екатеринбургом, где в основном обогащают уран на подземных заводах. Заезжали к знакомым и зависли на денёк.
Город, как я сказал, закрытый, и въезд только через таможню и только по пропускам!  На оформление пропуска надо заранее сдавать документы. Городская таможня представляет собой дорогу, перекрытую железными воротами (из сетки) и человека у входа, проверяющего пропуска и паспорта въезжающих. Так как машины не проверяют, то процедура достаточно быстрая.
Сам город достаточно хороший, благоустроенный с точки зрения социальных объектов, магазинов и прочее. Дом, в котором мы жили, одной стороной обращён в город, а окна с другой стороны выходят на тайгу, на высоченные корабельные сосны. Говорят зимой особенно красиво, в мороз.
Последний участок от Перьми до Москвы я решил проехать за один переход (Пермь-Вятка-Кострома-Ярославль).
Я думал, что самые пустые места находятся между Омском и Новосибирском. Оказалось, что нет. Человеческая пустыня у нас в Вятке (Кирове), по пути на Кострому. Тут вообще сотнями километров ни одной заправки, ни придорожного кафе, а тем более посёлка. Дорога по Кировской области сносная, но есть участки где грунт подвинулся и ямы можно сказать по колено. Ремонтируют вроде. Ночью, например, проезжать вообще стрёмно.  Эта трасса не загружена фурами и можно десятками километров  не встретить ни одного объекта для обгона. Встречняк тоже редкость. Если и есть какая цивилизация – это посёлки или промзоны  лесозаготовителей. Самые плохие дороги за всю поездку, по моему мнению, в Костромской области. Тут не ремонтированные с Советских времён участки длятся многими десятками километров, в совокупности наверняка около двух сотен километров по стиральным доскам и кочкам со скоростью 40-50, от силы 60 км. в час.  Навигатор проложил мне до дома короткую дорогу, на 400 км короче, чем через Казань – Нижний – Владимир. Кроме того знающие водители говорят, что в Татарии дорога не широкая, загруженная. Много сплошной полосы и татарское ушлое ГАИ стережет зазевавшихся, особо шустрых и не внимательных.
 
За весь путь ГАЙцы выписали мне один штраф на 300 рублей за превышение скорости в черте города, только при проезде через Кострому (было 91, а надо 60). Там отремонтировали один участок дороги на Москву, снабдили его камерами. И довольные гайцы теперь автоматически подлавливают людей.  На западе вообще-то такая практика подлавливания – дикость. Везде, где на дороге стоят камеры - обозначены   специальными заметными водителю символами. Камеры стоят не для того, чтобы подлавливать, а для того, чтобы предупреждать о сложных участках дорог. Психология же наших теперь уже полицейских ни как не меняется.  Надо сказать, что в Сибири ГАИ на дороге - это редкость, и об этой редкости водители солидарно друг друга предупреждают. В европейской России это уже не так.
 
Путешествие в цифрах
Конечно отдыхать за рубежом гораздо дешевле! И теплее!  Проживание у нас в гостиницах дорогое. Как правило не менее 100$ за ночь, но в среднем это 150$ за ночь, хотя бывало и дороже. Мы брали что-то среднее по качеству, как правило трёхместные номера или дополнительное детское место. 
Старт был 10 августа, обратно приехали 29 августа.
 
Километраж в день Пункт ночёвок (старта) Пройдено километров от старта
0 Москва. Старт 0
182 Пущино 182
227 Рязань, гостиница Ловеч 409
852 Сызрань 1261
206 Самара 1467
137 Жигули 1604
545 Уфа 2149
738 Курган 2887
681 Омск 3568
898 Барнаул 4466
426 Бия. Финиш в одну сторону 4892
65 «По месту». Артыбаш 4957
627 Новосибирск 5584
652 Омск 6236
1245 Новоуральск 7481
445 Пермь 7926
1461 Москва. Финиш 9387
       
Всего сожжено 1,338 литров бензина на 34,012 рублей. Средний расход составил примерно 14,25 литров на 100 км., что для загруженной большой машины вполне сносно! Средняя цена литра 92-го по стране 25,42 р., или 86 американских центов.
Штраф на 300 рублей за превышение скорости.