Курсовая устойчивость УАЗ Патриот

Евгений Иванович Богацкий дает общую оценку ключевой проблемы, с которой сталкиваются почти все владельцы автомобиля УАЗ патриот — проблемы курсовой устойчивости и управляемости. В видео рассмотрены основные причины возникновения проблем с курсовой устойчивостью автомобиля УАЗ Патриот, а также пути их решения.

Сегодня я бы хотел высказать свою точку зрения  на ту проблему с которой, пожалуй сталкивался каждый владелец автомобиля УАЗ Патриот - это проблема курсовой устойчивости.

Рассмотрим основные причины возникновения проблем с курсовой устойчивостью УАЗ Патриот

Огромное влияние на курсовую устойчивость автомобиля УАЗ Патриот имеет правильное шкворневое соединение.  Данная конструкция поворотного кулака  и наконечников рулевых тяг досталась нам по наследству от внедорожных автомобилей, которые выпускались еще с 30-40х годов прошлого века, а такие конструкции характеризуются как часто обслуживаемые, что в современных условиях эксплуатации совершенно неприемлемо. Люфт в шкворневом соединении влечет за собой неправильное положение колес, чрезмерный износ шин, износ приводов, а также износ внутренних элементов поворотного кулака.  

Появление люфтов или свободного болтания рулевой тяги вызовет также ухудшение курсовой устойчивости. Это можно будет почувствовать на увеличении свободного хода рулевого колеса, нет четкой информативности рулевого колеса.

Следующие элементы оказывают огромное влияние на курсовую устойчивость автомобиля - это сайлентблоки и втулки продольной штанги а также сайлентблоки реактивной тяги она же тяга панара, которые работают вместе и составляют упруго демпфирующие элементы передней подвески.

Выработка сайлентблоков приводит к тому что мост перестает быть жестко закреплен и теряет координацию относительно рамы автомобиля, появляется так называемый эффект подруливания.   

Работающие в паре амортизатор и пружина передней подвески - функциональность и работоспособность амортизатора должна гарантировано гасить упругие колебания, которые возникают на пружине.

Как может влиять неработоспособная просевшая пружина на курсовую устойчивость?

Случается что пружина потеряла свою упругость, она проседает, за ней тянется кузов к мосту, меняется расположение продольной штанги что вызовет дополнительные нагрузки на сайлентблоки тяги панара и продольной штанги, а как я говорил раньше - состояние сайлентблоков передней подвески играет архиважную роль в курсовой устойчивости автомобиля.  

Можно рассмотреть работоспособность пружины по выемке (см видео выше) если резиновый демпфер монотонно серый и грязный то действие и работоспособность пружины находятся в нормальном состоянии а при просевшей пружине происходит к сожалению то что работает резиновый отбойник. Конструкция отбойника такова что порой он может заменять просевшую пружину, водители этого могут не замечать, но замечает мост, чулки которого могут прогнуться.  Чаще всего гнется вот эта малая часть ввиду того что на очень коротком участке вылета из картера переднего моста много сварных элементов и конструкция ослаблена.

Любое переоборудование должно носить в себе рациональный характер.

Следующий важный аспект:  Доступность  к переделке не должна перерастать  в безрассудную вседозволенность. Ибо может привести, что чаще всего и бывает, к ухудшению эксплуатационных характеристик.  Например: продаются пружины увеличенной высоты +30,+50мм, но их установка ведет за собой «Выворот» моста, изменяется геометрия передней подвески, изменяются углы положения колес передней оси. Как следствие ухудшение ходовых свойств. А пружины должны продаваться  в комплекте с измененными продольными штангами, а тогда нужны и другие кронштейны, в общем получается длинная цепочка. И чаще всего получается безвозвратно загубленная конструкция.

И хотел упомянуть про математическое моделирование. Конструкция подвергается математическому расчету. Далее можно приводить множество примеров, например: передний карданный вал-РК даймос, колеса большего диаметра, а полуось осталась прежней (т.е. нагрузки как на ГАЗ-66, а полуось УАЗ) вот и лопаются или скручиваются в лучшем случае.

И еще раз: Необдуманное, технически не оправданное переоборудование автомобиля - несет в себе фатальные изменения в конструкции.

Решение проблем с курсовой устойчивостью УАЗ Патриот

Осталось рассмотреть 2 элемента задней подвески - это амортизатор в котором особое внимание нужно уделять работоспособности самого амортизатора, состояние нижнего сайлентблока, состояние втулок. Выход из строя сайлентблоков и втулок задних рессор вызывает изменение в положении заднего моста и будет периодически хаотично меняться колесная база автомобиля что также вызовет также определенные трудности в управлении.

Рассказав о проблемах, которые влияют на курсовую устойчивость автомобиля УАЗ хотелось бы вкратце затронуть что необходимо сделать чтобы избавиться от этих проблем.

1. Шкворневое соединение

Первое - шкворневое соединение - штатная конструкция представляет из себя сферический шкворень с пластиковым вкладышем, конструкция несовершенна и требует частой подтяжки.

Штатная конструкция с пластиковыми вкладышами требует подтяжки в диапазоне  3-5 тысяч километров, а иногда чаще. В качестве альтеранативы используются бронзовые или латунные вкладыши, но которые в корне ситуацию не меняют, а также более кардинальное решение шкворни на подшипниках.            

Тема решения проблематики шкворневого соединения автомобиля УАЗ Патриот (читать подробнее) носит фундаментальный характер по данной теме будет отснят отдельный ролик, в котором я наконец таки собираюсь поставить точку в тех диспутах которые связаны с вопросом что же ставить бронзу или шкворень на подшипнике.

2. Наконечники рулевых тяг

Второй элемент это наконечники рулевых тяг. Существуют три вида - штатный регулируемый, штатный необслуживаемый, который сейчас серийно устанавливается на автомобили конвейерной сборки и наконечник рулевой тяги от семейства автомобиля газ. Он отличается высокой надежностью и ресурсностью.

Наконечник рулевой тяги в сборе он состоит из самого наконечника, в который впрессован шарнир, ну и естественно - чем больше шарнир, тем по большей площади распространяется нагрузка и тем он ресурснее. По своему личному опыту эксплуатации наконечников рулевых тяг от семейства автомобилей ГАЗ могу сказать что ресурсность их однозначно может быть больше 100 тысяч км.

Даже если вот сейчас посмотреть - после существенного пробега, то они плотные и тугие.

3. Сайлентблоки продольной штанги и реактивной тяги

Третий момент - сайлентблоки продольной штанги и реактивной тяги - при их износе необходима замена - лучше поставить штатные, оригинальные ОАО УАЗ.

Особым образом хотел коснуться изделий из полиуретана - я категорически не рекомендую устанавливать в продольную штангу и в реактивную тягу сайлентблоки созданные на основе полиуретана.

Свойства этого материала не совсем подходят к данному соединению, особенно опасно сочетание полиуретановых сайлентблоков если в поворотном кулаке установлено шкворневое соединение на подшипнике. Происходит проявление эффекта вобблинга - в простонародье шимми - хаотичные резонансные проявления элементов передней подвески, что абсолютно негативным образом влияет на курсовую устойчивость и управляемость автомобиля. И это связано не с появлением в шкворневом узле подшипника как узла качения, а именно сайлентблока выполненного на основе полиуретана. Здесь нужно рассматривать и подходить правильно к вообще созданию на базе полиуретана изделий, которые регламентируются как сайлентблок. Потому что если рассмотреть отдельные изделия на основе резины и на основе полиуретана то свойства  идентичных изделий с разным наполнителем будут разные, то есть все расчеты элементов передних подвесок и тех элементов в которые устанавливаются сайлентблоки - они рассчитаны на постановку резинотехнических изделий но никак их заменителей.  

В доказательство вышесказанному можно привести тот аргумент, что практически все мировые автопроизводители не применяют на своей продукции изделия из полиуретана.

Влияние рулевого демпфера на курсовую устойчивость

Вот мы и подошли к тому, о чем наверное многие бы хотели услышать в начале, а я об этом буду говорить в конце - эти два божественные момента называются рулевой демпфер и изменение угла наклона продольного шкворня. Хочу внести некоторые пояснения, но сразу же скажу, что эти вещи придают положительные характеристики исключительно только в том случае если все штатные элементы рулевого управления, шкворневого соединения и элементов передней подвески находятся в технически исправном состоянии.  

Рулевой демпфер на УАЗ Патриот необходим для того, чтобы погасить колебания которые воспринимает колесо от неровности дорожного покрытия передаваемое на элементы рулевого управления, но рулевой демпфер ни в коей мере не может погасить те колебания которые присутствуют в элементах шкворневого соединения, элементов подвески и рулевого управления. ибо рулевой демпфер(он же амортизатор двустороннего действия)не работает в высокочастотном диапазоне. Рабочая жидкость и клапана демпфера не так быстродейственны, чтобы погасить такого рода колебания.

Принято считать, что если у нас появляется самовозврат руля, то и происходит стабилизация прямолинейного движения, но если присутствуют люфты в шкворневом соединении, шарнирах рулевых тяг, в сайлентблоках элементов передней подвески, то изменение угла наклона шкворня не может благоприятно влиять на курсовую устойчивость, положительный эффект будет достигаться когда все вот эти элементы находятся в работоспособном состоянии.

При повороте колеса, с определенным углом кастора возникают боковые силы которые стремятся вернуть колесо в прямолинейное движение, но в прямолинейном движении они его не удерживают, потому что они нулевые. И чем больше угол наклона шкворня, тем эти силы больше, появляется эффект самовозврата руля. наступает момент подмены ценностей, то есть люди путаются в определениях  - то есть не кастор удерживает автомобиль в прямолинейном движении - при определенном угле наклона шкворня возникают силы которые выталкивают из бокового положения колеса в прямолинейное, но не удерживают их, потому что в прямолинейном движении силы эти они равны нулю.

И поэтому говорить о том, что кастор удерживает или каким то образом влияет на курсовую устойчивость нельзя, он влияет на эффективность самовозврата руля.

Пойдя по пути решения вопросов курсовой устойчивости УАЗ Патриот путем установки дополнительных  устройств таких как установка рулевого демпфера (читать подробнее), изменение угла кастора вы маскируете тем самым эти проблемы, но проблему они не решают у вас как были люфты и износ они так и продолжают оставаться. И решить данные проблемы можно будет только путем ремонта, замены изношенных деталей а уже потом можно дополнительно установить и рулевой демпфер и изменить угол кастора, только тогда вы и почувствуете всю прелесть эксплуатации технически исправного автомобиля, плюс еще модернизированного, с улучшенными характеристиками.