Установка шкворневого узла с коническими радиально-упорными подшипниками 6-7203(30203) на передние мосты типа «Спайсер» автомобилей УАЗ взамен серийных узлов со вкладышами шкворня из пластмассы дает значительные преимущества перед стандартной комплектацией, а также перед сменным материалом из которого будет изготовлен вкладыш шкворня (будь то бронзовые или латунные сплавы).
Но проблема лежит не в материале из которого изготовлен вкладыш, а в конструкции данного узла. Я не буду приводить доводы из курса начертательной геометрии, чтобы не вызывать волну обсуждения-осуждения. Тот, кто знает, поймет, что там, где нужна «опора» на плоскости, нельзя применять соприкосновение в виде точки (попробуйте поставить яйцо вертикально, в таком положении его можно удержать двумя простыми способами:
При втором способе объект займет устойчивое положение в пространстве за счет соприкосновения с базовой плоскостью в виде символического круга (кольца), в этом случае появляется «опора», положение устойчивости.
Хочу сразу отметить, что речь не идет о том, что данная конструкция плохая, ибо найдутся весомые доводы и в ее пользу, по сравнению со шкворнем на подшипнике. Например, частое техническое обслуживание данного узла (смазка, устранение люфта). А также наконечников рулевых тяг, крестовины, шлицевого соединения карданных валов и пр. Причина проста: в современном мире одноразовых, неремонтируемых вещей автовладельцы не хотят так часто тратить время на ремонт одних и тех же агрегатов. И они правы: мир разнообразен, зацикливаться на одном и том же — скучное занятие. Но, приобретая автомобиль марки УАЗ, надо помнить, что конструкция его достаточно архаичная (берет начало с 30-х годов прошлого века). Следовательно, требующая регулировок, настроек и периодичное ТО. Но это не означает низкое качество. Огромным преимуществом УАЗ перед импортными автомобилями того же класса является то, что его возможно изготовить под свои желания и возможности при сравнительно сдержанных бюджетах.
К тому же, правильно изготовленный и корректно установленный комплект шкворней на подшипнике дает возможность на долгое время забыть об его обслуживании!
Здесь надо учитывать многие параметры. Качество подшипника и материал деталей, термообработка поверхностей, допуска и посадки, соосность детали (посадка подшипника, конус, нарезка резьбы должны быть выполнены с одного «установа»). Чего, к сожалению, во многих комплектах не встретишь. И, коснувшись качества шкворневых комплектов на подшипнике, хотел бы немного раскрыть тему «вобблинга» (англ. wobbling, wobble, death wobble , эффект «шимми», или простонародное — вертухай, раздолбас, расколбас и т. п.)
Хочу пояснить, что такое «шимми». Shimmy — это название популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево.
«Вобблинг» — эффект возникновения на большой скорости нарастающих колебаний (~4–10Гц) переднего колеса велосипеда, мотоцикла, автомобиля или шасси самолета относительно курсового направления, поэтому будем рассматривать и говорить о wobbling или death wobble.
Любая конструкция является колебательной системой, имеющей свою резонансную частоту. Для уменьшения резонансных амплитуд требуется минимизация люфтов в соединениях элементов конструкции.
Исключающих появления эффекта резонанса. Резонанс (фр. resonance, от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. Резонанс — явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы.
Так вот, на заводах-производителях при проектировании элементов передней подвески, рулевого управления и других систем производят расчет колебательных контуров. Данный расчёт позволяет создавать конструкции, которые позволяют работать системам в расчетном режиме, не гранича с резонансными частотами при реальной эксплуатации автомобиля, мотоцикла, самолета и т.д. Только наличие больших люфтов в вертикальной плоскости качения колеса, а именно — разрушение подшипников ступиц, люфт шаровых опор, втулок реактивных тяг или все вместе и являются ПРИЧИНОЙ возникновения «Вобблинга». Так как изменяют как собственную частоту колебаний, так и ее амплитуду.
Для уменьшения резонансных амплитуд требуется минимизация люфтов подвески и рулевого управления, увеличение массы колес, установка рулевого демпфера и прочее.
Поэтому никогда качественно изготовленный и правильно установленный комплект шкворней на подшипнике не может привести к эффекту резонанса.